[ad_1]
Авторы: Владимир Высоцкий, генеральный директор AT Consulting Восток
Виктор Кучеров, руководитель направления «Цифровая трансформация» AT Consulting Восток
Информационно-аналитическая система Ситуационного центра главы субъекта РФ (ИАС СЦ, или просто СЦ) развивается уже около 10 лет – достаточно времени, чтобы сверить часы по данному направлению. Кто что сделал. Кто чего добился. Внедрён всё-таки где-нибудь или нет СЦ, и что вообще значит «внедрён»? Нужна эта система или нет? Как интегрировать всё в СЦ? И нужно ли это вообще делать? Если да, то какие требования следует предъявлять к сотрудникам, обеспечивающим функционирование системы? Вопросов много, это лишь малая часть. Вряд ли мы сможем в рамках данного материала ответить на все из них, поэтому давайте сфокусируемся на самых распространённых мифах о ситуационном центре и попробуем их развеять.
Прежде чем начать, пара слов о нас. AT Consulting Восток, можно смело сказать, стояла у истоков данного направления, мы следили за тем, как развивается тема СЦ, часто вносили свои идеи и участвовали в исполнении большого количества государственных контрактов по теме создания СЦ в субъектах РФ. Наши эксперты принимали участие в создании СЦ в таких субъектах РФ, как Волгоградская область, город федерального значения Севастополь, Астраханская область, Курская область, Калужская область, Карачаево-Черкесская Республика, Псковская область, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Краснодарский край и др.
Начнём.
Миф №1. Ситуационный центр – это про нормативную базу.
Любая система, которая создаётся в государственном секторе, так или иначе регулируется каким-то документом. Но делать СЦ, потому что это сделать нужно, и нужно регулятору, а не региону – это плохой путь, так как формируется абсолютно ложное отношение к проекту со всеми вытекающими последствиями. Не закладываются фундаментальные реальные потребности со стороны субъекта РФ, не формируются необходимые ожидания и, как следствие, СЦ становится «мёртвой системой», не входит в состав жизнеобеспечивающих IT-систем региона и лишается, как правило, финансирования.
Давайте посмотрим по сторонам, сколько сделано внедрений (точно не у всех). Ни у Минцифры России, ни у ФСО, ни на региональном уровне нет глубоко проработанной нормативной базы, чётких требований и указаний, каким образом строить и развивать СЦ. Кто-то может возразить, что существует некое типовое техническое задание по ИАС СЦ, но и оно уже устарело и не отвечает требованиям времени в связи с более современными и сложными реалиями работы органов исполнительной власти. Соответственно ИАС СЦ – это проект не про НПА, а про реальную сформулированную потребность в СЦ со стороны субъекта РФ. Ведь внедрение любой системы – это фактическая перестройка процессов внутри органов власти, это про изменения, помимо очевидной дополнительной автоматизации. Кто готов и созрел, тот начинает задумываться о настоящем ситуационном центре.
Миф №2. Ситуационный центр – это про BI.
Тот, кто так считает, частично прав, но, на наш взгляд, упускает из вида гораздо более важные вещи. BI – это важный элемент современной ИАС СЦ, но порой более важны другие компоненты. Даже уточним, что BI не самый главный элемент, в некоторых случаях он может отсутствовать совсем.
РОИВ сталкиваются с проблемными вопросами на всех этапах жизненного цикла необходимых для управления данных:
- сбор данных;
- обработка и очистка данных;
- преобразование данных;
- хранение данных;
- анализ данных;
- визуализация данных;
- вывод аналитических результатов обработки данных;
- принятие ЛПР (лицо, принимающее решение — ред.) решения на основе данных;
- корректировка запроса ЛПР на сбор данных;
- ретроспективный анализ данных и накопление базы знаний.
То есть BI закрывает только часть задач ИАС СЦ. И даже при условии, что BI обладает прекрасным визуалом, от него мало пользы, если он не внедрён в действующие бизнес-процессы РОИВ.
Данные всегда на первом месте. Не будет данных – система окажется бесполезной красивой «картинкой». Архитектура ИАС СЦ должна в первую очередь предусматривать многообразие инструментов сбора данных. И чем больше возможностей получения данных, тем лучше.
Представьте, что стоит оперативная задача вывести на электронную карту и подкрепить пространственной статистикой все случаи детской смертности от ДТП в радиусе 500 метров от школ и детских садов, или требуется оперативно организовать временные схемы движения транспорта в связи с кризисной ситуацией на территории, независимо от причин (паводковая зона, пожар или что-то ещё). Или, к примеру, необходимо понимать, каким образом оценивать ущерб и отслеживать случаи падения БПЛА в условиях идущей СВО. Поможет ли BI? Ответ очевиден – абсолютно нет. Потому что BI заточен не под оперативное управление, а под решение других задач.
Здесь особую важность приобретает наличие геоинформационного аналитического компонента ИАС СЦ, который помимо привычных нам задач пространственного представления данных решает задачи пространственной аналитики, пространственной статистики и сценарного моделирования.
Со временем ИАС СЦ будет накапливать такое количество данных, что они перестанут быть просто данными, и возникнет необходимость их переосмысления, превращения данных в знания. Базы знаний концептуально отличаются от баз данных, они требуют наличия развитого экспертного компонента и накопленных фактов, выявленных закономерностей, зависимостей между событиями на территории региона за большой период времени.
Таким образом, архитектура ИАС включает в себя помимо BI геоинформационный аналитический компонент, моделирующий компонент, компонент отчётности, экспертный компонент – и это минимум. В некоторых случаях достаточно интегрироваться с готовыми наборами данных и их просто визуализировать, и в таких системах BI вообще не нужен.
Миф №3. Ситуационный центр – это самая верхнеуровневая система в субъекте РФ.
Скажем откровенно, что не понимаем, что значит «верхнеуровневая система». На наш взгляд, ничего. Наверное, она претендует на роль «верхнеуровневой» за счёт того, что в названии этой системы есть упоминание о главе субъекта? Однако, если подумать, без «верхнеуровневых» систем можно легко прожить в том случае, если они, предположим, выйдут из строя, но ничего страшного не произойдет, работа продолжится, решения на высшем уровне будут по-прежнему приниматься. Почему? Потому что самые важные системы, по нашему мнению, имеют в названии эпитет «отраслевые». Соответственно ИАС СЦ будет востребована и по-настоящему заработает, когда будет считаться «отраслевой» системой.
Чтобы ИАС СЦ стала по-настоящему отраслевой системой, она должен уметь делать несколько ключевых вещей.
-
- Сбор данных
- Классификация и агрегация данных
- Понятная визуализация данных
- Удобные инструменты работы с данными
- Удобный доступ к данным для всех заинтересованных участников (без нарушений режимов доступа)
- Встроенные механизмы аналитики данных, отвечающие за их качество
- Гибкая архитектура (желательно на СПО) и удобные интерфейсы с конструктором для аналитиков заказчика
- И самое главное: система должна быть внедрена в ежедневную деятельность органов власти, в том числе при проведении различных мероприятий с участием главы субъекта.
СЦ не может стать «верхнеуровневым», если им никто не пользуется. Но если он станет «отраслевым» – это будет означать, что на СЦ есть спрос со стороны множества пользователей, которые используют его ежедневно в своей работе.
Миф №4. Ситуационный центр должен в себя обязательно всё интегрировать.
Здесь сто́ит пояснить, что такое настоящие, работающие интеграции. Интеграции – это не про системы, а про взаимодействие прежде всего людей, как со стороны одной интегрируемой системы, так и со стороны другой. Для принятия решения о той или иной интеграции нужно ответить «да» или «нет» на несколько понятных вопросов.
-
- Интегрируемая система «живая», то есть она находится в промышленной эксплуатации, встроена в бизнес-процессы заказчика и в ней работают живые пользователи?
- Интегрируемая система обслуживается командой, которая отвечает за её работоспособность, за API, за качество данных?
- Интегрируемая система стоит на балансе понятно какой организации, понятно, с кем можно подписать соглашение об одно- или двустороннем взаимодействии? Можно ли обратиться к системам за данные можно через СМЭВ?
- Получаемые данные из интегрируемой системы влияют на принятие решений в СЦ?
Мы уверены, что не по всем системам можно получить обозначенные выше ответы. Соответственно, часть систем сразу отвалится за периметр по интеграциям. И вообще лучше делать всё итерационно, отталкиваясь от задач и бизнес-процессов самого СЦ. Отталкиваться от тех личных кабинетов и тех пользователей, которые планируется интегрировать в первую, вторую, третью очередь и т.д. Итерационный подход позволяет более качественно и предметно проводить внедрение, с постепенным вовлечением в проект разных пользователей из разных органов власти.
Миф №5. Ситуационный центр нужен только главе субъекта РФ.
Продолжая предыдущий пункт, можно развить мысль о том, что губернатор точно не единственный пользователей и заказчик ИАС СЦ. Да, несомненно, качественные изменения внутри органов власти, переход на цифру, своего рода «мода на принятие решений через управление данными» должна идти от первого лица. Если конкретнее, то сам продукт СЦ нужен прежде всего той команде аналитиков в органах власти, которые фактически ежедневно будут «готовить данные» и политически влиять на то, чтобы этим данным можно было доверять. А вот результаты деятельности команды аналитиков СЦ – это как раз и является тем самым продуктом для принятия управленческих решений.
Несомненно, в этом вопросе нужна определённая цифровая зрелость. Как самого продукта, так и тех, кто в нём работает, и тех, кто планирует на его основе принимать решения. Это, наверное, самый сложный момент. Поэтому и надо действовать итерационно, пробовать изменять бизнес-процессы постепенно. И со временем продукт ИАС СЦ заработает на полную мощность!
Миф №6. Для функционирования СЦ не требуется создавать отдельное структурное подразделение внутри органа власти.
Опыт внедрения и поддержки ИАС СЦ в регионах показал, что если в субъекте РФ создано соответствующее подразделение – то система будет жить.
ИАС СЦ предъявляет чуть более высокие требования к квалификации сотрудников, чем иные системы, поскольку сами по себе инструменты СЦ задают высокую планку. Если в регионе позаботились и предусмотрели минимум пять человек для поддержки и обеспечения функционирования СЦ, то его продуктивное использование в РОИВ – это вопрос времени. Обычно в составе таких подразделений будет несколько аналитиков сферы IT, которые могут работать с данными, писать запросы к базам данных, уметь корректно интерпретировать данные и представлять результаты своих работ.
[ad_2]