[ad_1]
АО «Тинькофф Банк» запросило у клиентов согласие на обработку их фотографий для загрузки в Единую биометрическую систему (ЕБС).
Будучи клиентом «Тинькоффа», я узнала об этом в понедельник из газет. Сообщение показалось тревожным. «Тинькофф», в отличие от банков не столь инновационных, фотографирует тебя, прежде чем выдать банковскую карточку. «Сбер», например (простите невольную рифму), такого себе позволить не может, т.к. при открытии счёта довольствуется паспортом. ВТБ одно время мог, но не во всех случаях, только когда оформлял социальные карты, на них печатали фото клиента. Фото у «Тинькоффа» есть. Разумно исходить из предположения, что «Тинькофф» напряжённо раздумывал, как бы ему мою биометрию монетизировать, и теперь что-то придумал.
Почему отдаваться в ЕБС лучше не надо, объяснять не буду, об этом можно прочесть, в частности, тут.
«Коммерсант» написал, что согласия клиентов на закачку их цифровых физиономий в ЕБС «Тинькофф» начал собирать через мобильное приложение с конца сентября. Не попомню такого, но знаю, что перенос биометрии в ЕБС банки, собиравшие биометрические ПД, начали в конце июня. По закону клиент имеет право от этого отказаться, в этом случае биометрические ПД подлежат удалению из банковской IT-системы.
Да, но как отказаться? Кнопки на сей счёт у инновационного IT-банка не нашлось.
«Коммерсант» утверждает, что сделать это можно только обратившись в банк «посредством «Почты России» или … сервисов дистанционного обслуживания».
У «Почты России» и без меня проблем хватает, решила я и написала в поддержку банка «посредством дистанционного обслуживания». Недолго робот изгалялся, и хомо сапиенс пришёл. Результатом беседы стало вот что.
Если кто-то, у кого ты не пребываешь ни в собственности, ни в вассальной зависимости, требует у тебя согласия, не предусмотрев кнопку «нет», – следует включить режим подозрительности, учит нас опыт жизни в цифровую эпоху, будь она неладна. Я включила, и вот.
Теория мне известна. По ней, действительно, мои биоданные без моего явного согласия использовать нельзя. Ещё нельзя ущемлять меня в правах, если я от сдачи биометрии, будучи человеком тёмным, враждебно по отношению к прогрессу настроенным, откажусь.
Но известна мне и практика (да она всем известна). Сейчас мне звонят из службы безопасности «Сбера» или прямо из полиции, а вот когда в распоряжении бандитов по то сторону будет моя биометрия, и звонить-то не потребуется. Такую картину рисует воображение тёмному врагу прогресса.
Слова «как отказаться» и вынесены в заголовок, но и к концу текста они висят в воздухе без ответа. Я не знаю, как. Даже если закрыть счёт, расстанется ли «Тинькофф» с моей опрометчиво сданной биометрией? По закону должен, но будет ли закон исполнен? Вряд ли мне пришлют подписанный независимыми от банка людьми акт об уничтожении моих всех моих ПД.
[ad_2]