[ad_1]
Об авторе: Анатолий Шалыто, профессор, д.т.н., Университет ИТМО.
Первого декабря 2021 года произошло событие, которое меня очень насторожило: для «компьютерного спорта» был утверждён федеральный стандарт с нормативами по бегу, приседаниям и наклонам для киберспортсменов, как мужчин, так и женщин. Это мне показалось бредом, и я сразу же понял, что и федерацию спортивного программирования, если её организуют, ждёт нечто аналогичное. Тут я вспомнил, что меня давно предупреждали: без бреда в таких вопросах не обойтись! Я это понимал, но степень бреда недооценивал.
Поэтому 24 января 2022 года я опубликовал статью «На этот раз обойдёмся без бреда?» Народному учителю РФ Сергею Рукшину этот вопрос показался риторическим, и он написал: «Конечно, не обойдёмся!»
Сравнительно недавно для киберспортсменов пересмотрели требования, но не в части их отмены, сокращения или замены одного требования другим, а в части увеличения их числа: определили показатели по скорости нажатия клавиш.
После появления федерации и проведения первого чемпионата России по спортивному программированию я написал статью «Первый чемпионат России по спортивному программированию прошёл в Москве», в которой, в частности, было сказано: «В течение всего времени соревнований шла прямая трансляция в соцсети «ВКонтакте». Трансляция комментировалась ведущим и специалистами. В общем, всё был организовано классно, и прошло без сучка и задоринки. Но я думаю, что скоро они появятся».
Первую «задоринку» я услышал на форуме «Россия – спортивная держава» на круглом столе по спортивному программированию из уст ректора Дальневосточной государственной академии физической культуры Сергея Голицына, который явно обрадовался появлению новых спортсменов, над нормами по физической культуре которых он собрался работать, да ещё не один, а совместно с тринадцатью другими образовательными учреждениями высшего образования по физической культуре в стране. Снова вспомнилось название упомянутой выше моей статьи и уверенный ответ Сергея Рукшина.
Однако меня не покидает надежда, а она, если это слово написано с маленькой буквы, умирает последней, что господин Голицын и остальные 13 ректоров, связанных с физической культурой, свой творческий задор направят на какой-нибудь другой вид спорта, где физическая подготовка нужнее, чем в спортивном программировании.
И ещё о «задоринке». В силу того, что представителям очень немногих профессий (например, военным) приходится сдавать нормы по физической подготовке, предлагаю не портить праздник и не отталкивать программистов от федерации, заставляя их бегать, прыгать и делать ещё нечто такое, что могут придумать в многочисленных учреждениях высшего образования в области физической культуры. Если же кому-то из программистов физические упражнения нужны и нравятся, то они ими могут заняться по своей инициативе без нормативов и принуждения.
Однако господин Голицын и его коллеги всё-таки решили внести свой вклад в создание нового вида спорта в нашей стране, и 18 декабря 2023 года из Минспорта РФ появился долгожданный (правда, долгожданный только для чиновников) федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «спортивное программирование».
В стандарте, в частности, сказано, что «для зачисления и перевода на этап «высшего спортивного мастерства» спортсмены по любой из дисциплин спортивного программирования должны уметь набрать не менее 270 (девочки) и 300 (мальчики) символов в минуту». В этой связи как бы опозорился Евгений Капун, который на чемпионате мира по спортивному программированию по версии ICPC, проходившем в Стокгольме в 2009 году, если и набирал тексты программ, то одним пальцем. Это не помешало ему стать в составе команды Университета ИТМО в первый раз чемпионом мира. В 2012 году в Варшаве в составе уже другой команды ИТМО он стал чемпионом мира во второй раз, набирая текст не намного быстрее. Но и это не помешало двум президентам России встретиться с командами, в которые входил «неумейка» Капун.
На этот раз я не буду высказывать свое мнение, а только задам два риторических вопроса: «Как вы думаете, введение этого стандарта придаст популярности соревнованиям, проводимым федерацией?» и «Устроит ли чиновников очковтирательство в части реализации этого стандарта?»
Статью, которую вы читаете, я назвал «На злобу дня», так как мне казалось раньше и кажется сейчас, что указанный стандарт введён со злобы на программистов, которых в стране не хватает и которые ничем не провинились ни перед чиновниками Минспорта РФ, ни перед так хорошо начавшей свою работу федерацией спортивного программирования РФ. Чиновники, конечно, скажут, что злоба здесь ни при чём – просто так положено для всех видов спорта, официально признанных в нашей стране.
Но этот ожидаемый ответ мне далеко не очевиден, так как скоро в Казани, а потом в Москве и Екатеринбурге пройдут крупнейшие международные соревнования «Игры будущего» и «Всемирные игры дружбы», в рамках которых будут проводиться соревнования по спортивному программированию (дисциплина «Программирование алгоритмическое»). В связи с этим у меня возникают два на этот раз далеко не риторических вопроса: «Участники этих соревнований, в том числе иностранные, будут сдавать нормативы по указанному стандарту или на этих соревнованиях организаторы все-таки обойдутся без так не нравящегося мне бреда?» и «А если на этих соревнованиях организаторы смогут без него обойтись, то почему и на всех внутренних соревнованиях, проводимых федерацией, нельзя поступать так же, тем более, что соревнования по спортивному программированию и без выполнения норм по физической подготовке проводились в нашей стране и за рубежом более 30 лет и весьма успешно?»
У меня пока всё. Жду, что мне ответят чиновники на эти совсем не риторические вопросы. Естественно, я отдаю себе отчёт, что, конечно, не ответят, потому что кроме того, что я написал выше, им и сказать нечего.
И совсем в заключение. Так как на указанные выше соревнования я не еду, а посмотреть что-нибудь из области спортивного программирования хочется, я бы хотел сначала посмотреть на реакцию иностранных программистов на предложение сдать определённые стандартом нормы по физической подготовке, потом на реакцию тех, кто их попросил об этом, а затем на реакцию начальников попросивших. Это было бы очень интересно, но, к сожалению, совсем не радостно.
[ad_2]