[ad_1]
На встрече с лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года России» в среду накануне Дня учителя президент России Владимир Путин высказался о роли воспитания учащихся как составной части их образования, а также по поводу инженерного образования.
«Мы в какой-то момент упустили это (воспитание учащихся – ред.) за всякими технологиями, а, как известно, без воспитательной составляющей просто набор знаний важен, конечно, но он всё-таки уступает место вопросам, связанным с воспитанием», – сказал, в частности, президент.
Он сослался на патриарха Русской православной церкви: «Сомнений нет, что вы дадите знания: «вы» – имея в виду и вас прежде всего, педагогическое сообщество, государство. …Важно, в какие сердца вы вложите эти знания и как они будут использоваться».
Воспитывать учащихся – требование закона
Образование в соответствии с законодательством РФ есть «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения». А воспитание закон определяет как «деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
О воспитании – точка зрения педагога
D-Russia.ru, напомним, ранее обращался к теме воспитания учащихся. В связи с тем, что сказал президент России, уместно процитировать профессора Анатолия Шалыто из Университета ИТМО:
«…Если человека в должной мере не смогли воспитать семья и школа, то это должен попытаться сделать университет.
…Усилия должны быть направлены не на воспитание корпоративных ценностей, а, в первую очередь, на воспитание общечеловеческих ценностей: научить молодых людей быть признательными родителям, своим учителям, родителям, школе, университету, стране, научить хвалить и поздравлять с достижениями и днями рождения, отвечать на письма, реагировать, по крайней мере, на то, что нравится, и многое, многое другое. Для этого не надо создавать никакие бюрократические программы, просто преподаватели должны быть такими, чтобы они были способны использовать важнейший принцип обучения летчиков: «Делай, как я!», а это оказывается не очень просто :-). Отмечу, что Альберт Швейцер говорил: «Личный пример – это не просто главный способ повлиять на других. Это просто единственный способ».
Однако многие студенты имеют другое мнение по этому вопросу: «Никакое воспитание на этапе студенчества нам не нужно. Мы уже взрослые люди и умеем отличать хорошее от плохого. Да, по своим координатам, не таким как у вас, но потому мы и другие люди, чтобы отличаться от вас. Если у нас возникают проблемы с коммуникацией, то это становится нашими проблемами. Не нужно лишний раз нас нагружать морально-нравоучительными лекциями – этого уже было достаточно в нашей жизни».
Всё это было бы правильно, если бы всё было хорошо в этой области, но только часто то студент, то аспирант, а то и молодой преподаватель впадает в депрессию, и это оказывается далеко не самое худшее».
Об инженерном образовании – начинать как можно раньше
«В последнее время формируется единое образовательное пространство, благодаря единым учебникам, единым стандартам, единым программам. Это очень правильно, это очень хорошо. Я хотел бы, чтобы такой же единый подход был сформирован для воспитания будущих инженеров», – сказал президент.
Учитель сельской школы «Алгоритм Успеха», тренер сборной Белгородской области по олимпиадной физике Сергеевич обратил внимание Владимира Путина на то, что так называемый «инженерный профиль», т.е. предварительная специализация школьников для обучения инженерному делу, начинается с 10–11 класса, «а к этому времени мы уже теряем большинство ребят, потому что они начинают бояться физики, её сложности».
Проблема педагогам высшей школы известна давно. «Школьные учителя говорят: первые четыре года, 1-4 классы, дети заинтересованы, учатся, всё хорошо. И потом им надо продолжать развиваться, но вот в пятом классе начинается какое-то разложение, в плане желания работать. И оно прогрессирует. Поэтому детей, которые имеют задатки инженеров, учёных, которые будут заниматься наукой потом, надо чуть ли не в пятом классе выделять, и отдельно дальше их вести. Другого варианта нет», – это сказано почти 10 лет назад деканом факультетом ИТМО, воспитавшем семикратных чемпионов мира по программированию среди студенческих команд (ICPC).
См. также: Президент России встретился с чемпионами мира 2016 года по программированию >>>
[ad_2]